На сегодня организацией медицинской эвакуации занимается, как правило, администрация стационара, где находится пациент.
При запросе в службу скорой медицинской помощи (СМП) или территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) обычно нет документального подтверждения тяжести состояния пациента и информации об оборудовании, необходимом для безопасной перевозки, а также отсутствуют данные о целесообразности перевода и его согласовании с принимающей стороной.
В том случае, когда пишется запрос или ходатайство о выделении сил СМП или ТЦМК для транспортировки пациента, этот запрос не унифицирован, из-за чего необходимая информация предоставляется не полностью.
При выезде бригады на транспортировку пациента, ее сотрудники часто не имеют документально подтвержденной информации о пациенте, смысле транспортировки, необходимом оборудовании. Это создаёт предпосылки для конфликтных ситуаций: бригада скорой медицинской помощи или центра медицины катастроф, прибывшая для транспортировки, впервые видит объективные данные о состоянии пациента, узнает о параметрах искусственной вентиляции, гемодинамики, седации. Не всегда оборудование и подготовленность персонала бригады соответствуют «обнаруженной» тяжести состояния пациента.
Если пациент нетранспортабелен в тех условиях, которые имеются в распоряжении приехавшей бригады, приходится отказываться от проведения эвакуации, и либо ожидать другую бригаду, либо оставлять пациента на месте. Все это приводит к задержке эвакуации пациента, бесполезному выезду бригад, нецелесообразному использованию материально-технических средств, т.е. ведёт к финансовым потерям. В свете развития санитарной авиации это приобретает еще большее значение, поскольку бесполезный пролет самолета и вертолета стоит существенно больших денег.
Надо отметить, что формы для документирования взаимоотношений отправляющей, транспортирующей и принимающей стороны используются с большим успехом в абсолютном большинстве стран мира и называются «FIT TO FLY» или «MEDICAL EVACUATION FORM». Любые переговоры между госпиталями, страховыми компаниями о транспортировке пациента начинается с запроса или составления подобных форм.
В предлагаемой нами «Медицинской эвакуационной форме» (формат А4) заполняются графы, по которым можно адекватно оценить тяжесть состояния пациента на основе мониторируемых параметров – сатурации, артериального давления, пульса, частоты сердечных сокращений, уровня сознания, седации или возбуждения, а также условий, при которых эти параметры достигаются – уровень респираторной поддержки, наличие вазопрессоров и кардиотоников или гипотензивных препаратов, проводимая седативная терапия и т.д.
После этого в форме описываются минимально необходимые условия для проведения транспортировки: уровень подготовки персонала, класс транспортного средства, положение пациента во время эвакуации, какое медицинское оборудование и какие медикаменты должны быть в наличии у бригады. Также заполняется графа по необходимым средствам иммобилизации.
При введении предлагаемой нами «Медицинской эвакуационной формы» произойдет унификация запросов и предоставления данных о состоянии пациента, готовящегося к межгоспитальной перевозке, бригада будет письменно оповещена о требующемся оборудовании и медикаментах для транспортировки. В случае принятия решения о нетранспортабельности после осмотра на месте, при экспертной оценке будет проще разобраться о причинах безрезультатного выезда: недостоверно предоставленная информация, не указаны необходимое оборудование, изменение состояния после отправки запроса или неподготовленность бригады из-за отсутствия оборудования или квалификации персонала.
Самой бригаде, выполняющей транспортировку, будет проще подготовиться к выезду, проверить готовность оборудования. Оперативно-диспетчерские службы (ОДС) получат инструмент для полноценного обмена информацией.
Порядок работы оперативно-диспетчерской службы и выездной бригады:
При поступлении в ОДС запроса на эвакуацию от медицинской организации диспетчер просит предоставить по электронной почте заполненную «Медицинскую эвакуационную форму». Бланки для заполнения предварительно или по факту заявки отсылаются в медицинские организации. Форму заполняет врач из лечебного учреждения, организующий транспортировку. Сведения для заполнения при современном медицинском оборудовании входят в стандарты минимального мониторинга пациента в стационаре.
При получении «Медицинской эвакуационной формы» диспетчер на основании предоставленных сведений – параметров респираторной, вазопрессорной, седативной и прочей терапии, а также условий иммобилизации – подбирает бригаду по профилю и уровню оснащенности оборудованием и медикаментами или мотивированно информирует об отсутствии условий для транспортировки в данной организации на основании документированных сведений. Диспетчер уточняет у принимающей стороны особенности госпитализации и, по возможности, отсылает им копию заполненного «Медицинской эвакуационной формы» для объективизации согласования перевода пациента.
В случае выезда бригады к месту вызова, по прибытии и после осмотра пациента происходит сравнение параметров реальных и указанных в запросе. В случае совпадения приступают к транспортировке. При несоответствии сотрудники бригады имеют возможность мотивированно отказать в транспортировке. Немаловажно, что при прочтении «Медицинской эвакуационной формы» персонал бригады СМП или ТЦМК имеет возможность перед выездом еще раз проверить медикаменты и оборудование, а также его работоспособность, по типу проверочного листа.
Принятие этого документа позволит объективизировать подготовку пациента и бригад к транспортировке, снизить количество конфликтных ситуаций и безрезультатных выездов.