Медицинская транспортировка регулярным пассажирским авиарейсом — это бюджетное, но эффективное решение перевозки больных воздушным транспортом с сохранением преимуществ санитарной авиации.
1. Сбор и анализ медицинской документации:
- получение информации о пациенте (медицинская документация) с целью уточнения тяжести состояния и определения транспортабельности;
- анализ данных и выработка схемы эвакуации (оптимальный способ транспортировки, вид сопровождения, требуемая аппаратура и оборудование).
2. Взаимодействие с авиакомпаниями по организации медицинского сервиса.
В авиакомпаниях существует перечень состояний пассажира, при которых необходимо обеспечить медицинский сервис:
- пассажиры на носилках или в кювезе (инкубаторе для новорожденных и грудных детей);
- потребность пациента в кислороде 2—4 л/мин;
- пациенты, требующие наблюдения и помощи квалифицированного медицинского персонала;
- пассажиры, состояние здоровья которых может ухудшиться;
- беременные женщины с 37 недели гестации.
Медицинский отдел авиакомпании определяет возможность перелета такого пассажира и его условия на основании предоставляемых организатором перелета медицинских данных.
После рассмотрения документов выдается разрешение на перелет, определяется необходимое оборудование, медикаменты и квалификация медицинского персонала сопровождения, а также требуемые мероприятия в пункте назначения (какой транспорт встречает и решение о госпитализации по прилету). Также в авиакомпаниях существует перечень медицинского оборудования, разрешенного к применению на борту во время полета.
Медицинский отдел совместно с другими службами обеспечивает предоставление на борту кислорода в баллонах авиакомпании (за дополнительную плату, около 50$ за 1200 л), источников бортового электропитания.
3. Определение транспортабельности пациента.
В России на данный момент отсутствуют четкие критерии транспортабельности пациентов.
Чаще всего, в России медицинское заключение о транспортабельности выдает осуществляющая перелет организация.
Специалисты ООО «Медаэро-Сервис» также оказывают услуги по выдаче таких заключений.
4. Договоренность с авиакомпанией о перевозке пациента на носилках.
Запрос в авиакомпанию должен быть направлен в службу бронирования как минимум за 48 часов до предполагаемого перелета: в России это делается через call-centеr, в иностранных авиакомпаниях — заявка путем заполнения стандартного формуляра.
В течение дня техническая служба дает ответ о возможности размещения носилок на требуемом рейсе, что зависит от загруженности самолета пассажирами и наличии носилок в аэропорту базирования. При положительном ответе выкупается билет.
Также необходимо предупредить об оборудовании, которое будет использоваться на борту, о чем в системе бронирования авиабилетов ставится соответствующая ремарка.
Обязательно требуется уведомить представителей авиакомпании о наличии у пациента кардиостимулятора и возможной дефибрилляции в полете, а также других приборов, работоспособность которых может быть нарушена за счет внешнего электромагнитного излучения или которые сами могут быть источником помех для бортового оборудования.
При необходимости для терапии емкостей с газом под давлением (баллонов с кислородом), требуется запрашивать у авиакомпании разрешение на использование на борту данного оборудования. Существуют специальные требования к кислородным баллонам, которые используются в самолете — нельзя использовать баллоны, которые обычно используются в автомобилях скорой помощи.
5. Подготовка к перелету с пациентом в аэропорту.
Прибытие в аэропорт рекомендуется за 3 часа до времени вылета.
- Врач аэропорта проверяет разрешение на вылет от авиакомпании, соответствие медицинского заключения о состоянии пациента, возможности перелета, требуемых для этого условий и оснащения авиамедицинской бригады реальному состоянию пассажира и сопровождающих.
- Врач аэропорта (или выделенный представитель авиакомпании) уточняет готовность технических служб к размещению пассажира на борту и готовность самого самолета, после чего определяет порядок доставки пациента к самолету.
Она может осуществляться двумя основными вариантами:
Первый вариант — непосредственно на автомобиле скорой помощи с выездом на летное поле, для чего врач медпункта запрашивает пропуск на автомобиль самолет и организует прибытие служб безопасности, пограничного и таможенного контроля к автомобилю, где и происходит пограничный контроль и досмотр служб безопасности, сопровождение ими пациента и врачей до самолета.
Второй вариант — через медицинский пункт, откуда он доставляется на кресле или каталке сотрудниками медслужбы аэропорта через общий терминал, либо отдельно от других пассажиров на автомобиле медпункта по летному полю к самолету, с прохождением пограничного, таможенного контроля и безопасности отдельным порядком.
6. Погрузка пациента на борт самолета
Посадка в самолет в большинстве аэропортов осуществляется при помощи «Амбулифта».
Там, где этих устройств нет, а иногда по погодным условиям (сильный ветер) возможна загрузка через обычный трап. В некоторых типах самолетов (Аirbus-319-321, 330) для перемещения пациента на носилках лежа через хвостовой люк необходимо производить частичный демонтаж дверей и стены туалета, а также осуществлять пронос носилок на высоте 1,3 метра в условиях ограничения пространства.
В этом случае необходимо применение щита (ковшовых носилок), а также тщательный инструктаж всех участников погрузки с предварительной расстановкой их по маршруту перемещения для перехвата носилок. В связи с этим желательно размещение и фиксация используемой аппаратуры на носилках «единым блоком с пациентом».
Пациент специальной ширмой закрывается от остального салона.
7. Полет с пациентом
Во время взлета по технике безопасности сопровождающий медицинский персонал должен быть пристегнут в кресле.
Поэтому мониторы, инфузоматы, респиратор должны быть размещены таким образом, чтобы у врача была возможность проводить наблюдение и управление работой этих устройств из кресла.
Во время полета некоторые авиакомпании по предварительной заявке предоставляют бортовые источники (розетки) электропитания, которые выключаются во время взлета и посадки.
8. Встреча в аэропорту и дальнейшая транспортировка
При приземлении и высадке в обратной последовательности проводятся мероприятия, аналогичные выполненным при посадке на борт.
В аэропорту прибытия пациент передается для дальнейшей транспортировки бригаде скорой помощи, вызов которой обеспечивается заранее, либо из медпункта аэропорта. При выполнении рейсов с пересадками, во многих крупных аэропортах имеются санитарные комнаты в транзитной зоне. Эти комнаты оснащены кислородной аппаратурой, источниками электроэнергии, санитарно-гигиеническими принадлежностями.